Алексей Петрович Иванов вошел в историю отечественного вокального искусства как истинный богатырь оперной сцены. Количество исполненных им оперных партий, в т. ч. партий первого плана, с точки зрения современных представлений о вокальных возможностях исполнителей действительно является уникальным творческим достижениям. И это количество никогда не приносилось в ущерб качеству исполнения. Артист вошел в историю вокала и как ярчайший представитель бережного отношения к великому и могучему… Он обладал безупречной певческой дикцией, что делало его вокал, смысловое и поэтическое прочтение музыкальных произведений понятным и доступным для всех его слушателей.
Народный артист СССР Алексей Петрович Иванов родился в 1904 году в селе Чижово Бежицкого района бывшей Тверской губернии в семье учителя церковноприходской школы. Когда мальчик подрос, его определили в эту школу. Там преподавалось пение, которым увлекались и в семье Ивановых. Маленький Алексей слушал, затаив дыхание, как пели народные песни отец и сестры. Вскоре включился в домашний хор и его детский голосок. С тех пор Алексей уже не переставал заниматься пением. В реальном училище г. Твери, куда он затем поступил, ставились силами учащихся самодеятельные спектакли. Первой ролью, которую исполнил Алексей, была «партия» Муравья в музыкальной инсценировке «Стрекоза и Муравей». По окончании училища юноша поступил на физико-математическое отделение Тверского педагогического института. С 1926 года Алексей Петрович работает преподавателем физики, механики и математики в школе ФЗУ Тверского вагоностроительного завода. В этот период он начинает серьезно учиться нению. В 1928 году он выдержал конкурсные испытания и был принят в Ленинградскую консерваторию. Обучаясь в ней, Алексей Петрович продолжал преподавать физику и математику в школах и техникумах Ленинграда.

Вокальносценические навыки молодой певец начал приобретать в 1930 году в оперной студии Ленинградской консерватории. С большой теплотой вспоминает он об исполнении своей первой роли на сцене этой студии — партии Скарпиа в опере «Тоска» Пуччини. Через пятнадцать лет Алексей Иванов, завоевавший к тому времени репутацию одного из лучших оперных певцов нашей страны, выступил в Чехословакии на «Пражской весне 1948 года» в оперном спектакле «Тоска» и снова исполнил партию, с которой началась его сценическая деятельность. Дино Бодести пел партию Каварадосси на итальянском языке, выдающаяся чехословацкая певица Ярмила Пехова исполняла роль Тоски по-чешски, Алексей Иванов пел свою партию на родном русском языке. На протяжении этих пятнадцати лет Алексей Иванов прошел путь от студента консерватории до народного артиста СССР. Большую роль в судьбе артиста сыграл его памятный дебют в оперной студии Ленинградской консерватории, где он занимался под руководством такого выдающегося мастера, как народный артист СССР И, Ершов. До сих пор помнит певец не только выступления Ершова на сцене, которые превращались в большое, радостное событие в культурной жизни северной столицы, но и указания своего учителя, в особенности во время подготовки партии Грязного в «Царской невесте». Занятия с Ершовым много дали Алексею Иванову, определили нап-
|
равление его дальнейшей творческой работы.
Значительную роль в формировании его сценического дарования сыграли годы пребывания в Ленинградском академическом Малом оперном театре, на сцене которого он начал выступать в 1932 году. То был период первых успехов советского оперного творчества. Алексей Петрович усиленно работал над созданием правдивых и жизненно убедительных образов Евгения Листницкого в «Тихом Доне», Нагульнова в «Поднятой целине» Дзержинского. Уже в тот период пристальное внимание молодого певца, привлекали творческие принципы Станиславского, его реформы в области музыкального театра, его стремление преодолеть оперные штампы, в жертву которым так часто приносились интересы актера-певца, в связи с чем оперный спектакль терял цельность и распадался на ряд отдельных, более или менее удачно спетых партий. В период работы в Ленинградском Малом оперном театре певец встретился с К. С. Станиславским и имел с ним продолжительную беседу, во время которой получил ценнейшие указания относительно воплощения мужественных, волевых образов советской оперы. Эти указания помогли Алексею Иванову уже в наши дни с такой проникновенностью и подлинной артистичностью воссоздать на сцене образ камаринского мужика в одноименной опере Желобинского. Отлично спел он партию Болконского в «Войне и мире» Прокофьева, Комиссара в опере Кабалевского «В огне» и поэта К. Ф. Рылеева в опере Шапорина «Декабристы». С большой психологической глубиной рисует он мятежный дух Рылеева, его высокий патриотизм, гражданский пафос, страстную веру в светлое будущее Росии. С патетической выразительностью исполняет певец в сцене тайного собрания декабристов на квартире у Рылеева его прекрасный монолог «О, Русь моя, мой край родной», сильным драматизмом насыщает сцену перед казнью. Особенно поэтично и вдохновенно звучит в его арии обращение к родной стране: Свобода, Родина, Я с вами, с вами буду до конца!…
…В 1936–1938 годах Алексей Петрович работал в Саратовском и Горьковском оперных театрах в качестве солиста. В Саратове он с большим успехом выступил в роли Демона в одноименной опере А. Рубинштейна. Уже позднее, исполняя партию Демона в филиале Большого театра, певец значительно углубил сценическую характеристику лермонтовского героя, найдя выразительные штрихи, оттеняющие его неукротимый бунтарский дух. Вместе с тем певец придает Демону черты подлинной человечности, рисуя его не мистическим существом, а сильной личностью, не желающей мириться с окружающей несправедливостью. На сцене филиала Большого театра Алексей Иванов в 1938 году дебютировал в роли Риголетто. Если на западноевропейских оперных сценах главным героем «Риголетто» обычно является Герцог, партия которого входит в репертуар знаменитых теноров, то в постановке Большого театра ведущее значение в соответствии с замыслом композитора приобрела судьба шута Риголетто. Алексей Иванов глубоко постиг содержание великого творения Верди, создав подлинно трагический образ, в котором драматическая выразительность сочетается с проникновенной трактовкой вокальной партии.
За годы своей работы в Большом театре артист спел свыше тридцати партий. Особо должна быть отмечена его работа над ролью Беса в опере «Черевички». Здесь он вновь блеснул гибкостью сильного и звучного голоса, законченностью актерского мастерства. Красивый голос певца особенно ярко прозвучал в сцене заклинания. Присущее Алексею Иванову чувство юмора помогло ему снять с образа Беса налет фантастичности — Иванов рисует его комично-суетливым, вертлявым существом, тщетно пытающимся стать на пути человека. В 1947 году Алексей Петрович впервые исполнил партию Петра в опере Серова «Вражья сила». Перед певцом стояла очень сложная задача, поскольку в новой редакции произведения центральным образом вместо кузнеца Еремки становился Петр. С этой задачей Алексей Иванов справился блестяще, переместив центр тяжести спектакля на созданный им глубоко правдивый вокально-сценический образ, выразительно оттенив порывы мятущегося Петра, резкие переходы от неукротимого веселья к сумрачной подавленности. Нельзя не заметить, что артист в этой роли приблизился к первоисточнику оперы — к драме Островского «Не так живи, как хочется» |
и верно понял ее идею, ее этическую направленность.
Горячий темперамент и сценическая одаренность всегда помогают артисту поддерживать напряженность драматического действия, добиваться цельности оперных образов. Великолепен Алексей Иванов в роли Мазепы в опере Чайковского. Он смело вскрывает противоречия между благодством внешнего облика старого гетмана и его низменной сущностью предателя, которому чужды добрые человеческие чувства и побуждения. Холодный расчет руководит всеми его помыслами и поступками. Вот Мазепа отдал приказ казнить Кочубея — отца Марии. И совершив это подлое злодеяние, он нежно обнимает так слепо доверившуюся ему девушку и вкрадчиво спрашивает, кого из двух — его или отца — она принесла бы в жертву, если один из них двоих должен был бы умереть. Алексей Иванов проводит эту сцену с удивительной психологиеской выразительностью, еще более возрастающей в последей картине, когда Мазепа видит крушение всех своих честолюбивых планов. Ни на дин день не прекращает артист напряженной творческой работы, которая приносит такие замечательные плоды. Каждый создаваемый им сцеический образ свидетельствует о росте его дарования и мастерства. Алексей Иванов объездил почти весь Советский Союз, гастролируя на оперных сценах и в концертных залах. Зарубежные выступления его начались в 1945 году, когда он получил в Австрии лавровый венок с надписью: «Большому артисту от благодарного освобожденного города Вены». Певец всегда помнит завет М. И. Глинки, неустанно напоминавшего русским певцам о «свободно льющемся звуке, тепло окрашенном и всегда осмысленном». Эти слова невольно вспоминаются, когда слышишь пение Алексея Иванова, когда восхищаешься красотой тембра его голоса, его прекрасной дикцией, доносящей до слушателя каждое слово.

Свою обширную творческую деятельность Алексей Иванов успевает совмещать с большой общественнополитической работой. Он был депутатом Московского областного Совета депутатов трудящихся. Артист является председателем Республиканской комиссии и членом Президиума Всесоюзного комитета по аттестации преподавателей пения, членом Художественного совета Всероссийского театрального общества, ведет профсоюзную работу. Свой короткий досуг Алексей Петрович уделяет живописи, которой он увлекается с юношеского возраста. Как то, после долгой разлуки с родными, Алексей Петрович приехал на отдых в Чижово. Встреча с земляками была радостной и волнующей. Он усердно помогал матери по хозяйству, плотничал, с увлечением удил рыбу на реке Могоче, а вечером в кругу друзей детства, сидя на крыльце, пел задушевные русские песни под аккомпанемент гитары. С глубоким волнением думал он в эти часы о том, что в нашей стране каждому предоставлены все возможности для развития своего природного дарования.
Артист оставил после себя большое музыкальное наследие. При жизни певца были изданы десятки грампластинок (сольных и с его участием). А в последние годы с появлением новых музыкальных носителей и возражением некоторого интереса публики к классическому вокалу, произведения А. П. Иванова стали широко доступны.
|